Упрощенное судопроизводство: от римского права до современности (В.Н. Киреев, судья Арбитражного суда Белгородской области)

By | 26.11.2015

Во все времена развития права, особенно с возрастанием гражданского оборота, возникала необходимость поиска эффективного и относительно быстрого инструмента судебной защиты, оптимизации судебного процесса и освобождения от соблюдения лишних для него формальностей при рассмотрении несложных дел, а в конечном счете — упрощенных форм разрешения дел.

Некоторые институты упрощенного судопроизводства известны давно.

Так, прототип приказного производства существовал еще во времена римского права в виде преторского интердикта. Претор по просьбе заявителя после расследования фактов давал интердикт (распоряжение) о немедленном прекращении каких-либо действий, нарушающих интересы последнего. По мере увеличения количества дел претор стал давать интердикты без проверки фактов, в виде условного распоряжения, которое можно было оспорить. Лицо, против которого выдан интердикт, имел право его оспорить, не выходя от претора, и требовать назначения судьи. Данное требование удовлетворялось. Судебное разбирательство приводило к подтверждению или к оправданию ответчика.

В истории средневековья так же были хорошо известны упрощенные (сокращенные) процедуры судебного судопроизводства. Например, взыскания по векселям и другим бесспорным документам в европейской правовой системе, бессудные грамоты на Руси (Псковская и Новгородская судные грамоты, Судебники 1497 и 1550 гг., Соборное уложение 1649 г., Устав гражданского судопроизводства 1864 г.) и др.

Упрощенное судопроизводство было присуще и советскому гражданскому процессуальному праву. Так было в 20-е годы прошлого века, когда в период новой экономической политики количество дел, рассматриваемых в российских судах, возросло вдвое. ГПК РСФСР 1923 г., в котором впервые появился термин «судебный приказ», допускал особый порядок принятия судебного акта в виде выдачи судебных приказов для простейших дел (о взыскании денег, о передаче имущества), основанных на зафиксированных и не подлежащих оспариванию документах (опротестованном векселе, мировой сделке и т. п.). Выдача судебных приказов производилась народным судьей единолично без вызова сторон. Достаточно было предъявить в суд подлинный документ. Выдача судебных приказов относилась к делам особого производства.

В 1928 г. глава 24 «О выдаче судебных приказов по актам» была исключена из ГПК РСФСР. Институт судебных приказов трансформировался в институт исполнительных надписей — нотариального действия, направленного на придание исполнительной силы долговым и платежным документам, существующий и поныне. Объяснялось все это тем, что материально-правовая природа требований (бесспорных по существу), по которым выдавались судебные приказы, противоречила сущности советского судопроизводства, принципам осуществления правосудия, характеризующегося непременной активной ролью суда.

Упрощенные формы возбуждения и разрешения гражданских дел судами имеют место в современном зарубежном процессуальном праве. Например, во Франции применяются такие упрощенные судебные процедуры, как заявление секретарю суда, если цена иска незначительна; приказ совершить действие по исполнению договорного обязательства; приказ заплатить по бесспорному денежному обязательству; процедура разрешения неотложных вопросов, выражающаяся в немедленном применении по ходатайству одной из сторон мер, необходимых для защиты нарушенного права, и принятие временного судебного решения, предваряющего окончательное разрешение спора по существу в рамках обычной состязательной процедуры.

В России также успешно использовались и используются упрощенные формы рассмотрения дел при наличии относительно бесспорных письменных доказательств. В 80-х годах прошлого века в судебную практику было введено упрощенное производство по взысканию алиментов на несовершеннолетних детей.

В современной России с 1996 г. и по настоящее время положения о судебном приказе закреплены в главе 11 подраздела I «Приказное производство» раздела II действующего ГПК РФ и по существу поставлены в один ряд с исковым производством и другими самостоятельными видами судопроизводства.

В нынешнем виде, исходя из норм действующего законодательства, можно выделить следующие характерные признаки приказного производства:

— оно осуществляется в отношении бесспорных требований, предусмотренных статьей 122 ГПК РФ и удостоверенных письменными доказательствами (документами), обладающими высокой степенью достоверности;

— приказное производство является альтернативным исковому производству. Выбор приказного или искового процессуального производства — право лица, которое обращается в суд за защитой своих прав. При этом выбор упрощенной процессуальной формы не дает абсолютных гарантий удовлетворения требований истца, поскольку при наличии возражений ответчика дело рассматривается в традиционном исковом производстве;

— приказное производство включает в себя такие процессуальные действия, как обращение кредитора в суд с заявлением о выдаче судебного приказа; вынесение судебного приказа; извещение должника о вынесении судебного приказа; отмена судебного приказа; выдача судебного приказа взыскателю. Приказное производство осуществляется без вызова сторон и заслушивания их объяснений, без протоколирования процессуальных действий и в отсутствие стадий судебного разбирательства;

— перечень требований, по которым выдается судебный приказ, определен статьей 122 ГПК РФ и является исчерпывающим, их объединяет то, что они касаются лишь взыскания денежной задолженности или использования имущества.

Практика показывает, что судебная защита путем выдачи судебного приказа является востребованной и эффективной. В порядке приказного производства рассматривается почти половина всех заявлений по гражданским делам, поступающим мировым судьям.

Поскольку правило «скорого и правого» суда остается актуальным и в настоящее время, современная российская судебная система так же развивается в направлении поиска альтернативных форм разрешения дел, которые выражаются в упрощенном порядке их возбуждения, подготовки к судебному разбирательству, судебного разбирательства, установлении имущественного порога для пересмотра судебных решений в вышестоящих судебных инстанциях и т. д.

Относительно недавно Федеральным законом от 25.06.2012 №86-ФЗ введен упрощенный порядок рассмотрения дела в арбитражном суде, который является новым институтом процессуального права, предусмотренным главой 29 АПК РФ. Необходимость его введения была обусловлена соображениями процессуальной экономии, сокращения времени рассмотрения бесспорных или незначительных по размеру требования дел, которые не нуждаются в прохождении всей процедуры рассмотрения дела.

Несмотря на то, что нормы упрощенного производства по АПК РФ схожи с нормами о приказном производстве по ГПК РФ, данные институты определенным образом отличаются друг от друга.

В частности, в отличие от норм ГПК РФ, дела в порядке упрощенного производства рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства с особенностями, предусмотренными в главе 29 АПК РФ. В гражданском процессе требование заявителя о выдаче судебного приказа может вытекать из любой сделки и независимо от суммы, а в арбитражном процессе имеются ограничения по сумме и характеру сделки, по позиции ответчика в отношении заявленного требования (он должен их признавать и не исполнять в добровольном порядке).

Судебный приказ — это одновременно судебное постановление и исполнительный документ, выдаваемый без судебного разбирательства, а решение, принимаемое в порядке упрощенного производства, ничем не отличается от решений, выносимых в общеисковом порядке. Судебный приказ, в отличие от решения суда по упрощенному производству, невозможно обжаловать в апелляционном или кассационном порядке, его можно только отменить. Судебный приказ в гражданском процессе выдается заявителю лишь по факту подачи заявления, а в арбитражном процессе суд ждет возражений ответчика.

Вместе с этим в основе упрощенного производства и приказного производства отсутствует явно выраженный спор о праве, бесспорный характер требований истца презюмируется, но не означает отсутствие спора о праве в заявленных истцом требованиях, поскольку он может последовать, если поступят возражения ответчика или он обжалует судебный акт.

Решением Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуального законодательству Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 08.12.2014 №124 (1) одобрена Концепция единого Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, создание которого является логичным и ожидаемым этапом последовательного реформирования процессуального права и судебной реформы в целом.

Еще до одобрения Концепции Верховным Судом Российской Федерации предприняты шаги по унификации гражданского и арбитражного процессуального законодательства. В Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 29.10.2014 внесен проект Федерального закона «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (проект №638178-6, принят ГД ФС РФ в                   I чтении 24.03.2015), согласно которому предлагается ввести в арбитражный процесс, как институт приказного производства, так и установить в АПК РФ в качестве общего правила обязательное применение претензионного или иного досудебного порядка урегулирования споров.

По мнению инициаторов законопроекта, создание института приказного производства в арбитражном процессе выполнит одновременно несколько функций и практических задач: повысит оперативность судебной защиты права и эффективности исполнения судебных актов; освободит арбитражные суды от дел, не нуждающихся в развернутой процедуре рассмотрения.

В законопроекте перечисляются требования, по которым может выноситься судебный приказ:

— требования вытекают из неисполнения или ненадлежащего исполнения договора и основаны на представленных истцом документах, устанавливающих денежные обязательства, которые ответчиком признаются, но не исполняются, если цена заявленных требований не превышает: для юридических лиц — триста тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей — сто тысяч рублей;

— требование основано на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта, если цена иска не превышает: для юридических лиц — триста тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей — сто тысяч рублей;

— заявлено требование о взыскании обязательных платежей и санкций, если указанный в заявлении общий размер подлежащей взысканию денежной суммы не превышает сто тысяч рублей.

Законопроектом устанавливаются специальные основания для пересмотра в порядке кассационного производства судебных приказов, вступивших в законную силу, к которым относятся: несоответствие целям эффективного правосудия, в том числе в случае наличия спора о составе и размере задолженности, а также в иных случаях признания судом необходимым выяснить имеющие существенное значение для дела обстоятельства или исследовать доказательства; нарушения норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены судебного приказа.

Регламентация приказного производства в арбитражном процессе дала новый импульс дискуссии о природе приказного производства, а также критики указанных выше новелл законодательства в контексте эффективности гражданского и арбитражного процессуального права.

Вспоминая постулат Катона Старшего «Нет закона, который был бы всем по душе», с немалой степенью убежденности можно констатировать, что упрощенное и приказное судебное производство все таки имеет оправданные и благие цели, так как направлено на скорое рассмотрение судом дел, носящих бесспорный характер, упрощение сложной процедуры судопроизводства для некоторых дел, а проще говоря, позволяет сторонам разрешить спор удаленно, с минимальными издержками и без потери времени на присутствие в суде, позволить судьям сосредоточить свое внимание на более сложных и ответственных разбирательствах в рамках общего порядка рассмотрения дел.