Крымский вопрос: международно-правовое измерение (Сафронова Е.В.)

By | 13.04.2014

21 марта в Арбитражном суде Белгородской области прошла встреча с д.ю.н., профессором кафедры административного и международного права юридического института НИУ «БелГУ» Е.В. Сафроновой (д.ю.н., профессор кафедры административного и международного права Юридического института НИУ «БелГУ»).

Елена Викторовна рассказала судьям и работникам аппарата суда о геополитической ситуации, сложившейся в связи с принятием Крыма в состав Российской Федерации.

 Крымский вопрос: международно-правовое измерение

Сегодня любому обывателю известно, что самыми значимыми и обсуждаемыми в мире событиями конца 2013 — начала 2014 гг. стали украинский Евромайдан, присоединение Крыма к России, волнения на Юго-Востоке Украины.

Россия оказалась и продолжает оставаться в эпицентре этих событий. Какие только ярлыки не вешали на нее в последнее время, обвиняя и во вмешательстве во внутренние дела Украины, и в нарушении ее территориальной целостности, и в прямой агрессии. Присоединение Крыма к России большинство украинских и западных СМИ окрестили оккупацией и аннексией, сравнивая с «аншлюсом Австрии» гитлеровской Германией в марте 1938 г. и называя по аналогии «русским аншлюсом».

Оставив «за кадром» исторические, политические, социально-культурные и метафизические причины этого объединения, попытаемся дать международно-правовую оценку «русскому аншлюсу».

Изменение состава акторов международных отношений – процесс непрерывный. Одни субъекты международного права появляются, другие исчезают. Только за последние десятилетия с политической карты мира исчезли СССР, Югославия, Чехословакия и др., а появились 15 государств бывшего СССР, Сербия, Словения, Черногория, Косово и мн. др.

Трансформация субъектного состава международных отношений порождает необходимость разрешения юридических вопросов: признания новых субъектов и правопреемства. Несомненно, разрешение территориальных проблем, вопросов признания и правопреемства должно строиться на договорном процессе, в котором участвуют заинтересованные стороны. Однако это далеко не всегда возможно. Когда стороны не могут договориться, процесс регулируется нормами общего международного права, прежде всего, его основными принципами.

Пункт 2 ст. 1 Устава ООН (международного договора универсального характера) провозглашает принцип равноправия и самоопределения народов.

Данный принцип неоднократно получал свое подтверждение и в других документах ООН — в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г., Пактах о правах человека 1966 г., Декларации о принципах международного права 1970 г., в Заключительном акте СБСЕ 1975 г. и др.

В Декларации о принципах международного права 1970 г. — документе, где дано официальное толкование основным принципам, юридическая сила которого базируется на Уставе ООН, говорится, что «в силу принципа равноправия и самоопределения народов, закрепленного в Уставе Организации Объединенных Наций, все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право»(1).

Формами осуществления права народа на самоопределение, согласно Декларации, выступают: «создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом»(2).

При этом государства обязаны воздерживаться от каких-либо насильственных действий, лишающих народы их права на самоопределение, свободу и независимость. В своих мерах против таких насильственных действий народы вправе добиваться поддержки и получать ее в соответствии с целями и принципами Устава(3).

Противники присоединения чаще всего ссылаются на принцип территориальной целостности государств, получивший прямое закрепление только в Заключительном акте Хельсинского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. Согласно данному принципу государства должны «уважать территориальную целостность каждого из государств»; «воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства»; «воздерживаться от того, чтобы превращать территорию друг друга в объект военной оккупации»(4).

Воссоединение Крыма с Россией, как известно, стало результатом плебисцита – непосредственного волеизъявления граждан. На крымском референдуме за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации проголосовало 96,77 % из числа участвовавших в голосовании (в Севастополе — 95,6 %).

17 марта 2014 на основании результатов референдума и Декларации о независимости, принятой 11 марта, была провозглашена суверенная Республика Крым, а 18 марта был подписан договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии Республики Крым в состав России.

Военного вмешательства в разрешение киевско-крымского конфликта со стороны России не было. Российские войска, находившиеся в Крыму, не покидали постоянных мест дислокации и не выходили за рамки, предусмотренные соглашениями с Украиной о нахождении в Крыму Черноморского флота РФ. Обвинять страну в агрессии без применения ею вооруженной силы безосновательно. Ни одно из действий РФ не попадает по определение агрессии, данное Генеральной Ассамблеей ООН в 1974 г. (5) Более того, даже если Россия оказала помощь народу, стремящемуся к самоопределению, это не противоречит нормам международного права. В соответствии с Декларацией о принципах 1970 г. народы, борющиеся за самоопределение, своих мерах против насильственных действий, лишающих их этого права «вправе добиваться поддержки и получать ее в соответствии с целями и принципами Устава»(6).

К сожалению, большая часть мирового сообщества не признала законность крымского референдума. Многие страны, в том числе США и страны Евросоюза, оценивают действия России как захват украинской территории. Близкую позицию заняли и международные организации. 27 марта Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, в которой заявила о непризнании законности крымского референдума. Из 193 государств — членов ООН «за» проголосовали 100 государств, «против» — 11, воздержались от голосования – 58, остальные не участвовали в голосовании.

9 апреля 2014 г. Парламентская Ассамблея Европы (ПАСЕ) также приняла резолюцию, где действия России названы «агрессией» против Украины.

На наш взгляд, такие заключения — следствие сформировавшейся в современном мире политики двойных стандартов. Нельзя не согласиться c заместителем председателя российской делегации в ПАСЕ Леонидом Слуцким, который отметил, что в Декларации ПАСЕ «черное названо белым, а белое черным. Все сводится к оголтелому шельмованию России, ее действий в Крыму, при этом поддерживаются совершенно недопустимые фантазии»(7).

Воистину для сильных мира и международный «закон, что дышло, куда повернул, туда и вышло». Возникает риторический русский вопрос: «А судьи кто?». Запад не волновала проблема «нерушимости границ» при распаде СССР, Югославии, Чехословакии; не беспокоил вопрос агрессивности собственных действий в отношении Югославии, Ирака, Ливии; он допускает законность «шотландского референдум» и признает правомерность самопровозглашения Косово. «Западные судьи» признают только «свое право» и «свои интересы». Однако «современный мир – не детский сад, в котором есть некие воспитатели, назначающие наказания по своему усмотрению»(8).

Действия российского руководства и их поддержка большинством населения страны показали, что Россия жива, и она готова защищать интересы Русского мира.

  1. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, принятая резолюцией 2625 (XXV) Генеральной Ассамблеи ООН от 24 октября 1970 года // http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/intlaw_principles.shtml
  2. http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/intlaw_principles.shtml
  3. http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/intlaw_principles.shtml
  4. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, принятая резолюцией 2625 (XXV)Генеральной Ассамблеи ООН от 24 октября 1970 года // http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/intlaw_principles.shtml
  5. Определение агрессии, утвержденное резолюцией 3314 (ХХIХ) Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1974 года // http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/aggression.shtml
  6. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, принятая резолюцией 2625 (XXV) Генеральной Ассамблеи ООН от 24 октября 1970 года // http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/intlaw_principles.shtml
  7. http://news.mail.ru/inregions/crimea/110/politics/17769518/
  8. 8 Лавров С.Современный мир – не детский сад //КП. RU // http://www.kp.ru/daily/26216/3100884/