Встреча с Царевым «К 20-летию Конституции РФ»

By | 28.01.2014

11 ноября в Арбитражном суде Белгородской области прошла встреча с к.ю.н., заведующим кафедрой государственно-правовых дисциплин юридического факультета Московского городского педагогического университета, советником отдела анализа законодательного процесса аналитического управления аппарата Государственной Думы — Алексеем Юрьевичем Царевым.

На встрече с судьями и работниками аппарата суда А.Ю. Царев рассказал о создании и развитии Конституции Российской Федерации, актуальных вопросах ее изменения.

Как следует из выступления гостя, особенностью Конституции Российской Федерации является наличие в ней большого количества отсылок к федеральным законам. Всего таких отсылок около семидесяти, то есть, примерно, по одной отсылке на две статьи основного закона. При этом некоторые из них сформулированы таким образом, что позволяют законодателю свести соответствующие конституционные нормы к минимальному исполнению.

Кроме того, сформированное в условиях политического кризиса 1993 года государственное устройство не может стоять на месте. А жесткая Конституция Российской Федерации, которая не содержит многого того, что должно быть в ней как в основном законе государства, предоставляет тем самым большую свободу законодателю.

Так, по словам А.Ю. Царева, в ней отсутствует самое главное – порядок образования высших представительных институтов государственной власти, каковыми у нас являются глава государства и парламент. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом (ст. 81 Конституции Российской Федерации), порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами (ст. 96 Конституции Российской Федерации). Не определены состав (структура) и полномочия некоторых важнейших конституционных институтов. В статье 83 Конституции Российской Федерации лишь записано, что Президент Российской Федерации формирует Администрацию Президента Российской Федерации, назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации, формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом.

В результате без изменения Конституции за прошедшие годы произошли значительные изменения в порядке выборов депутатов Государственной Думы, формирования Совета Федерации, порядке формирования и полномочиях органов власти субъектов Российской Федерации.

А.Ю. Царев отметил, что иногда законодатель, реализуя то или иное конституционное требование, изменяет соответствующим законом всего лишь одно слово, содержащееся в этом требовании, которое впоследствии может оказаться концептуальным. Например, в Конституции сказано, что в Российской Федерации «устанавливаются государственные пенсии» (ст. 7 Конституции Российской Федерации) и что государственные пенсии «устанавливаются законом» (ст. 39 Конституции Российской Федерации). То есть, дважды сказано про государственные пенсии и ни разу не сказано ни про какую другую. Однако законодатель установил законом два вида пенсий: трудовые (общие, для большинства) и государственные (специальные, для отдельных категорий граждан). В Конституции сказано, что каждому гарантируется социальное обеспечение «по возрасту» (ст. 39 Конституции Российской Федерации), а законодатель установил не социальное обеспечение, а трудовые пенсии и не «по возрасту», а «по старости». Возможно, по-настоящему понять разницу между названными терминами могут только психологи.

Отвечая на вопрос о конституционности предстоящего слияния высших судов, А.Ю. Царев сказал, что, поскольку толкование Конституции в России столь расширительно, то нет никаких препятствий для такого объединения.