Проблемы приватизации земель в особо охраняемых зонах (Т.В. Жукова, помощник судьи Арбитражного суда Белгородской области)

By | 08.11.2016

49Как установлено Земельным кодексом РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с названным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (п. 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации, далее ЗК РФ).

В силу п. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Согласно п.2  ст.27 ЗК РФ выделяется две категории участков:

отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Исходя из формулировок законодательства, ограниченные в обороте земельные участки не предоставляются в частную собственность, за исключением  случаев, предусмотренных законом.

Таким образом, перечисленные в  п.5 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, не могут быть предоставлены в собственность, кроме случаев, когда такая возможность прямо предусмотрена законом.

Пунктом 5 статьи 27 ЗК РФ предусмотрено, что ограничиваются в обороте земли в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 названной статьи, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Из пункта 2 этой статьи следует, что данные земли не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В силу п. 8 ст. 28 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 N 178-ФЗ земли особо охраняемых природных территорий, лесного и водного фонда приватизации не подлежат.

Таким образом, для правильного применения вышеуказанных положений законодательства необходимо отграничить смежные понятия в определениях различных категорий земель.

Согласно п.1 и п.2 ст.94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

 К землям особо охраняемых территорий относятся земли:

1) особо охраняемых природных территорий;

2) природоохранного назначения;

3) рекреационного назначения;

4) историко-культурного назначения;

5) особо ценные земли.

Таким образом, понятие «земли особо охраняемых территорий» является более общим понятием, куда помимо понятия «земли особо охраняемых природных территорий» включаются иные вышеперечисленные земли.

В частности, земли рекреационного назначения являются одним из видов земель особо охраняемых территорий, но являются самостоятельной категорией земель, не смешиваемой с понятием «земли особо охраняемых природных территорий», поскольку каждая категория земель имеет свой правовой статус и  целевое назначение (определение ВС РФ от 15.02.2012 №56-Г12-1).

Соответственно, земли рекреационного назначения в отличие от земель особо охраняемых природных территорий подлежат приватизации (Постановление Президиума ВАС РФ от 28.02.2012 №13763/11).

В то же время необходимо отметить, что в ранее принятых нормативных актах сохраняются случаи смешения понятий различных видов особо охраняемых территорий.

Так, в  п.1 в постановления Правительства Белгородской области «О территориях рекреационного назначения» от 02.06.2008 №135-пп (в ред. от 22.09.2014 №354-пп) указано: установить в Белгородской области дополнительную категорию особо охраняемых природных территорий регионального назначения – территории рекреационного назначения. При этом из содержания указанного постановления и утвержденного им Положения о территориях рекреационного назначения регионального значения следует, что в указанном нормативном акте имеются ввиду именно земли рекреационного назначения, предусмотренные п.п.3 п. 2 ст. 94 и ст.98 ЗК РФ.

В частности, полностью совпадают содержание п.1 ст.98 ЗК РФ и п.4.2.  Положения о территориях рекреационного назначения регионального значения в части возможного целевого использования  земель рекреационного назначения: для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.

В ч.2. ст.2  Федерального  закона «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ установлено, что с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий:

а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники;

б) национальные парки;

в) природные парки;

г) государственные природные заказники;

д) памятники природы;

е) дендрологические парки и ботанические сады.

Несмотря на то, что вышеизложенное постановление Правительства Белгородской области было принято в период действия предыдущей редакции ч.3 ст.2  Федерального  закона «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 г. №33-ФЗ (в ред. Федерального закона от 04.12.2006 №201-ФЗ), согласно которой Правительство РФ, соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий (территории, на которых находятся памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и другие), указанные в постановлении Правительства Белгородской области территории рекреационного назначения не могут  расцениваться как земли особо охраняемые природных территорий ввиду следующего.

В соответствии с пп. «в» п. 1 ст. 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Пунктом 1 статьи 2 ЗК РФ установлено, что земельное законодательство в соответствии с Конституцией РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать названному Кодексу.

В силу того, что нормы ЗК РФ имеют большую юридическую силу, на основании ч.2 ст.120 Конституции РФ, ч.3 ст.5 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года №1-ФКЗ судам необходимо  исходить из того, что указанные в постановлении земли в зависимости от цели их использования относятся к землям рекреационного назначения указанным в ЗК РФ и применять к этим землям положения законодательства, регулирующие правовой статус именно этого вида земель.

Таким образом, указанные участки подлежат приватизации в общем порядке.

Полагаем, что субъектам РФ издавшим нормы права, смешивающие различные виды особо охраняемых территорий, необходимо привести свое законодательство в соответствии с ЗК РФ. До этого момента правоприменителям необходимо исходить из содержания федерального законодательства.